Эта статья для тех родителей, кто хочет помочь ребенку, испытывающему трудности в учебе. Мы разберем основные стратегии, которые помогут и ребенку и родителям чувствовать себя увереннее в сложной ситуации школьной неуспеваемости. Как же поступать родителям, которые решили помочь своему чаду «взяться за учебу».
Делайте акцент на положительном
Вместе с ребенком найдите и отметьте то, что получается в школе лучше всего. У каждого ученика есть то, что у него получается действительно хорошо. Может быть он любит рисовать, или у него красивый почерк, а может получается хорошо считать, обязательно отмечайте его достижения. Если вы хотите указать ребенку на то, что у него стало получаться лучше, возьмите в пример его вчерашние неудачи, но никогда не сравнивайте его с другими детьми. Отмечайте, что старания приводят к тому, что сегодня уже получается хорошо, и вы верите, что завтра будет еще лучше.
Помните о маленьких шагах
Обучение – процесс долгий, кропотливый. Понимание и усвоение любого предмета, особенно «запущенного», произойдет не сразу. Приготовьтесь, что успехи ребенка будут поначалу даже незаметными, но, постепенно, путем регулярных занятий и повторений, вы обязательно добьётесь результата. Не ждите моментального «прорыва», наберитесь терпения, помните, что путь к успеху – это маленькие шаги.
Не зацикливайтесь на плохом
Любой результат, даже отрицательный – это результат какой-то деятельности, не нужно останавливаться на том, что не получилось, не увеличивайте значимость отрицательного. Спокойно укажите ребенку на ошибки, объясните, вместе обсудите, что могло привести к такому результату (не подготовился, отвлекался). И начинайте работать над ошибками.
Что кроме учебы?
В жизни ребенка кроме школы должны быть увлечения и радости. Общение с друзьями, прогулки, секции, спорт, не лишайте ребенка свободного времени в пользу школы. Кроме того, у вас должна быть совместная, скрепляющая вас деятельность и увлечения. Кино, квесты, походы, любое совместное времяпровождения сблизит вас, поможет вам лучше понимать и доверять друг другу.
Формулируйте четко
Научитесь четко и конкретно формулировать свои требования. Например, вы решили помочь ребенку «подтянуть» математику. Посоветовались с учителем, оказалось, что таблица умножения не усвоена. Разделите задачи по дням, например, во вторник выучить таблицу «на 5», в среду, «на 6» итд. Четко объясните ребенку чего вы от него ждете, например, к 17-00 вечера он должен выучить всю таблицу «на 5». После повторения можете вместе поиграть, или прогуляться. Если ребенок не может сразу выучить все, что вы ему поручили, разделите задачу на блоки поменьше, помните о маленьких шагах к успеху.
Начинайте с того, что получается лучше
Проанализируйте вместе, за какой предмет ребенок будет отвечать сам, а какой нуждается в вашем контроле. Помогите подтянуть то, что не совсем запущено, это будет «зона ответственности» ребенка. В помощь с «трудными предметами», возможно понадобится дополнительная помощь педагога, репетитора, подключайте папу, дедушку, все возможные ресурсы. «Держите на плаву» предметы, которые вообще «не даются» (обычно, это один или два), обговорите с учителем, что еще можно сделать в этой ситуации.
Последовательность и планомерность
Возьмите за правило помогать ребенку регулярно. Если вы приняли какой-то план по улучшению учебы, следуйте ему. Покажите ребенку качества по-настоящему взрослого человека – собранность, методичность, пунктуальность. Пусть такая регулярная помощь войдет в привычку, покажите вашу решимость в принятии решений и действий.
Чья ответственность?
Постепенно передавайте ответственность за учебу самому ребенку. Помните, он может справиться со своей учебой сам! (а как вы справлялись в школе?). Когда вы увидите, что учеба налаживается, когда у вас выработан план помощи и понятно какие предметы ребенок может делать сам без вашей помощи, постепенно «отходите» в сторону. Самостоятельность – важное качество, которое строится на личной ответственности ребенка уверенного в том, что любой сложный момент он получит помощь и поддержку.