Юлия Богатырева
  • Главная
  • Как я могу помочь
    • Психологическая консультация
    • Нейропсихологическая консультация
    • Тренинг
  • На приеме
    • Детская группа
    • Родители и ребенок
    • Ребенок от 7 лет
    • Взрослый
  • Задайте вопрос психологу
  • Цены
  • Блог

Как научить ребенка самостоятельности

  • Без категории
  • Новости
  • Статьи. Блог
4

Сейчас много говорят о самостоятельности детей, вернее об их несамостоятельности . Говорят о том, что дети инфантильны и родители слишком опекают, некоторые психологи рекомендуют прямо и без обиняков делегировать детям обязанность за свое обучение и обслуживание, другие говорят о поддержке и близости «до конца».

В этой статье я не буду разбирать причины детской несамостоятельности и родительской несостоятельности, не буду прослеживать историческую линию или анализировать травмы поколений, я хочу предложить вам четкую схему передачи навыка ребенку. Это общий алгоритм, опираясь на который вы можете научить ребенка выполнять какое-то действие самостоятельно, без вас.

Начинаем автоматизировать  нужные действия лет с 7 до 10 – это хороший возраст научить ребенка что-то делать самому, качественно и без напоминаний. Конечно, вы можете и раньше обучать малыша, например, чистить зубы или прибирать постель, но именно с 7 лет у ребенка возникает потребность (а может  она у вас возникает больше), обучиться какому-то навыку.  И главное, кроме потребности еще «выросли» и  возможности – он уже достаточно ловкий, высокий, выносливый ит.д. ит.п.

Итак, с чего начинать:

1 этап. Совместное пошаговое выполнение

Например, вы решили научить вашего 8-ми летку качественно прибирать в своём одёжном шкафу и полностью оставить эту обязанность на его совести. Конечно, вы много раз уже делали это вместе, и он даже примерно знает, куда и что «пихнуть»,  «закинуть» и «затолкать».

Сделайте уборку еще пару раз вместе,  с самого начала и до конца. Обратите внимание на качество исполнения, на то, каким способом складываются те или иные вещи, где и что и как должно лежать. Перед этим, конечно, продумайте систему хранения, она должна быть удобной – крючки, вешалки, корзины, перекладины, лесенка чтобы дотянуться, — все должно быть удобно устроено.

2 этап. Нарисуйте схему выполнения каждого этапа уборки

Можно сделать это на отдельном  листе, который вы прикрепите рядом со шкафом, можно сделать прямо внутри шкафа, пронумеровав все полки, отделения, обозначив стрелками алгоритм последовательности действий. Проследите, чтобы ребенок точно понимал каждую картинку, каждый пункт, очередность. Вы продолжаете вместе приводить в  порядок шкаф, но теперь уже опираясь на инструкцию, четко проговаривая каждый шаг.

image1-3

Вот так может выглядеть ваша схема

3 этап. Сворачиваем инструкцию

Если раньше вы вместе, проговаривая каждый шаг, шов и складочку, прибирали шкаф, то теперь настало время сворачивать инструкцию до одного слова – просто «джинсы», «сменка», или «варежки».  Вы по-прежнему остаетесь с ребенком, но постепенно начинаете передавать ему функцию самостоятельности и проверки качества.

4 этап. Этап самостоятельного выполнения по памяти с возвращением к схеме, если необходимо

Вот какое длинное название, из которого ясно, что ребенок уже выучил алгоритм уборки в шкафу, но пока еще, возможно, ему нужно опираться на наглядную инструкцию. Вы можете вообще ее не снимать, пусть себе висит, но ребенку уже не нужно к ней возвращаться – итак все понятно и отработано. Возможно, в один прекрасный день, вам захочется проверить «как дела в шкафу», и вы вместе, сверяясь с инструкцией, посмеетесь  (а может быть и нет)), над тем как у него сейчас там всё на своих местах.

5.этап Ура! Ребенок сам прибирает в шкафу (или вообще не пускает меня в свою комнату)

Вы долго шли к этому и у вас получилось – он сам прибирает вещи в шкафу, ему даже нравится как у него все ровно лежит и красиво висит, довольны все! Тададам!

Конечно, это идеальная картинка, которая не всегда совпадает с реальностью. У каждого родителя и ребенка свой путь к делегированию ответственности, каждая семья выбирает какие обязанности передавать ребенку, а какие оставить себе.

Но все же мне нужно вам сказать несколько слов на прощание:

— передавайте навык постепенно. Любой. Очень постепенно

— сохраняйте хорошие отношения, даже если ребенок сопротивляется или нарушает план

— всему нужно обучать. Всему. Даже подметать пол, даже вытирать стол. Поэтапно, с любовью.

— самый хороший возраст для обучения навыку от 7 до 10 – пока еще готов следовать правилам и не начался пубертат

— будьте готовы к ошибкам, промахам, «забыл» и всяческим подобным отговоркам

— отпустите. Все равно придется 🙂 начинайте делать это сейчас. Ослабьте хватку и контроль – так лучше. Для него в первую очередь

Желаю удачи, любви, спокойствия и самостоятельности ваших деток!

 

Ноябрь 10, 2016 admin

Навигация по записям

Игра с 3 до 5. Игры с маленькими игрушками → ← Кому нужна нейропсихологическая помощь?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние записи

Игры на развитие внимания и произвольности

Игры на развитие внимания и произвольности

Развитие произвольности, контроля и внимания — важные составляющие успешного обучения, предлагаем вам несколько вариантов веселых развивающих игр «Запретные цифры» формирование [...]

Больше информации
Как помочь ребенку учиться лучше. Важные стратегии для родителей.

Как помочь ребенку учиться лучше. Важные стратегии для родителей.

Эта статья для тех родителей, кто хочет помочь ребенку, испытывающему трудности в учебе. Мы разберем основные стратегии, которые помогут и ребенку и родителям чувствовать себя увереннее в сложной [...]

Больше информации
Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду

Совсем скоро многим малышам придется расстаться с привычной «домашней» жизнью и отправиться в первое в своей жизни место, где ему долго придется находиться среди людей, которые не [...]

Больше информации
Любит ли он меня? Как выражают свою любовь маленькие дети

Любит ли он меня? Как выражают свою любовь маленькие дети

В возрасте от одного года до трех происходит бурный рост ребенка, развивается речь, моторика, координация, малыши приобретают множество новых навыков, играют,  заводят первых друзей. И порой, нам [...]

Больше информации
Пока мама готовит: чем развлечь малыша на кухне

Пока мама готовит: чем развлечь малыша на кухне

Познавательный интерес малышей неиссякаем даже тогда, когда мама очень занята. Мы приведем несколько примеров того, как устроить развивающую среду для малыша из подручных средств, пока вы на [...]

Больше информации
Развиваем воображение ребенка

Развиваем воображение ребенка

Воображение – важная психическая функция, которая лежит в основе творческой деятельности, образного мышления детей, и абстрактно-логического мышления взрослых. Воображение развивается в детстве в [...]

Больше информации
Игра с 3 до 5. Игры с маленькими игрушками

Игра с 3 до 5. Игры с маленькими игрушками

Что такое режиссерская игра и как в нее играть. Такой тип игры, когда ребенок сам является режиссером, актером, исполнителем и зрителем игры, называется режиссерская игра. Это игра, в которой [...]

Больше информации
Кому нужна нейропсихологическая помощь?

Кому нужна нейропсихологическая помощь?

Нейропсихологическая помощь показана: Детям с трудностями обучения и их риском Неуспевающим школьникам Одаренным детям, но неуспешным школьникам Детям с психосоматическими заболеваниями [...]

Больше информации
  • Главная
  • Как я могу помочь
    • Психологическая консультация
    • Нейропсихологическая консультация
    • Тренинг
  • На приеме
    • Детская группа
    • Родители и ребенок
    • Ребенок от 7 лет
    • Взрослый
  • Задайте вопрос психологу
  • Цены
  • Блог