Что такое режиссерская игра и как в нее играть.
Такой тип игры, когда ребенок сам является режиссером, актером, исполнителем и зрителем игры, называется режиссерская игра. Это игра, в которой ребенок разворачивает сюжет на небольшом пространстве, которое видит перед собой, и использует в игре небольшие игрушки.
Небольшое пространство — это поле, которое ребенок видит перед собой — пол, подоконник, столик.
Психологи отмечают, что уровень психического и эмоционального развития ребенка определяет то, насколько развернут сюжет его игры. Помогайте детям развиваться!
Взрослые могут научить малыша играть так, чтобы истории героев игры были интересными, разнообразными. Задача, которую ставит режиссерская игра – создание сюжетов, которые малыш будет воплощать сначала с маленькими игрушками, а затем и в игре с другими ребятами уже в «реальных» масштабах.
У режиссерской игры есть несколько этапов развития, в этой статье мы раскроем эти этапы и научим играть с малышами, ведь игра, это такая деятельность, которой нужно научиться у кого-то, сама она не возникает и сама собой у ребенка не развивается.
На первых этапах режиссерской игры взрослые показывают как начать игру на небольшом пространстве, например на столе, или на полу перед собой. Вы можете вместе построить ферму, город, дом, используйте игрушки небольших размеров, конструкторы или готовые игровые наборы. Пусть герои вашей игры «оживут», действуйте за персонажей, передвигайте их, озвучивайте.
В начале таких игр, малыши могут долго просто наблюдать, не включаясь в игру, не сдавайтесь, играйте, включайтесь всей семьей. Если малыш взял какую-то игрушку, обратитесь к ней от лица своего героя, или подскажите ребенку тихонечко шепотом, (как бы суфлируя), что ему делать, например, «возьми Мишку, пусть идет искать Зайку и кричит в лесу «Ау!». Чем чаще и интереснее будет ваша игра, тем скорее малыш начнет играть вместе с вами. Один из важных секретов развития детской игры – искренний интерес взрослых.
На следующем этапе игры, когда малыш научился действовать за персонажа, озвучивать его, он уже сам начинает вносить изменение в сюжет игры, становится соавтором сценария игры. Это очень важный этап в развитии ребенка, расширяется воображение, ребенок переживает различный спектр эмоций, чувств, развивается его личность.
На этом этапе взрослый постепенно отдает инициативу игры в руки ребенка, теперь персонажи взрослого уже не являются ведущими в игре, они могут просить помощи и совета у героев ребенка. Тихонько, шепотом вы можете спрашивать, что вашему герою делать дальше, как поступить в той или иной ситуации. На этом этапе ваша задача показать насколько разнообразным может быть «игровое поле». Например, вы можете взять объемную емкость с фасолью, пшеном, пусть это будет озеро, или лоток с песком, ванночка с водой, любая среда может послужить чудесной основой для режиссёрской игры.
Чем больше и увлечённее вы будете играть, тем быстрее настанет тот момент, когда ребенок сможет сам занять себя игрой, без помощи взрослых. Он сам придумает сюжет, подготовит пространство игры, и пустится в сказочное путешествие вместе со своими игрушками.
Итак, ваша задача – переключаться из роли взрослого, который предлагает игру, в роль «исполняющего» персонажа, и, наконец, быть суфлером, подсказчиком в игре для того, чтобы «раскрутить» сюжет.
Не бойтесь смело переходите из роли в роль, ребенок должен понять, что реальность игры и «реальная реальность» это разные вещи, и только разделение их приводит к самому настоящему развитию игры.
Желаем вам веселых и плодотворных игр!