Юлия Богатырева
  • Главная
  • Как я могу помочь
    • Психологическая консультация
    • Нейропсихологическая консультация
    • Тренинг
  • На приеме
    • Детская группа
    • Родители и ребенок
    • Ребенок от 7 лет
    • Взрослый
  • Задайте вопрос психологу
  • Цены
  • Блог

Детские кризисы. Начало.

  • Новости
  • Статьи. Блог
zagruzheno

Для чего ребенку кризис?

Наверняка, каждый родитель сталкивался с такой ситуацией, когда он перестает узнавать своего собственного ребенка, —  вчерашнее агукающее чудо, вдруг превращается в маленького неуправляемого монстра, главным словом которого становится «нет!», а любые способы договориться заканчиваются катанием по полу.

Мама в растерянности, бабушки и соседи твердят, что ребенка разбаловали, а папа хватается за ремень, или закрывается в ванной. Поздравляем, у вашего ребенка кризис! Тема кризисов давно и тщательно изучена психологами, и даже, если специалисты отвергают само понятие кризиса, (есть и такие), то этапов развития еще никто не отменял, и это хорошая новость.

Даже на слух слово «кризис» воспринимается как нечто неприятное, острое, переломное, болезненное, так и есть, — в переводе с греческого, кризис это «поворотный пункт», момент, когда привычные способы действия становятся неадекватными. Психика ребенка развивается именно такими поворотными пунктами, резкими шагами в сторону, для того, чтобы набраться опыта и разработать новые способы поведения и реагирования на стимулы внешнего мира.

Возраст до 7 лет, самый важный период в жизни каждого человека, закладывающий и определяющий отношение к себе, своему телу, к окружающим, своему месту в мире, оптимальности в работе на протяжении всей жизни. И наша с вами задача помочь ребенку прожить, получить, «взять» и присвоить такие способы поведения, которые помогут в его  жизни быть максимально эффективным.

В дошкольном периоде специалистами выделяются 4 основных кризиса. Первый из них, — это кризис новорожденности, второй – кризис одного года, так называемый кризис «я хочу!», третий – кризис эмансипации или отделения, его еще называют кризис «я могу сам!», и четвертый, предшкольный, и очень важный, кризис саморегуляции, или «я хочу сделать хорошо!».

Как понять, что наступил кризис. Попробуем определить основные его признаки: самое первое, на что мы обращаем внимание,- это регресс. Ребенок в своем развитии, вдруг «откатывается» назад, буквально теряя уже давно приобретенные навыки. Второе, на что мы обращаем внимание это то, что мы перестаем понимать нашего ребенка, иначе говоря, если раньше поведение собственного дитяти было абсолютно «прозрачным» и вразумительным, то теперь родитель чувствует себя беспомощным  и растерянным. Единственная мысль, которая приходит в голову – «я не знаю что делать», и «мне вдруг стало трудно с моим ребенком». Это «вдруг», внезапность кажущаяся, «вдруг» наступает не сразу, границы кризиса довольно размыты, более того, у каждого ребенка кризис наступает в разном возрасте (в наше время происходит тенденция сдвига назад во времени, то есть вехи развития наступают гораздо раньше, чем заявлено, например кризис трех начинает проявляться остро уже в 2, 5 года.). Самое важное – четкое осознание, инстайт, — у моего малыша кризис, я об этом знаю, и я точно помогу ему справиться.

Начнем по порядку. Самый первый и очень важный — кризис новорожденности, в чем он? Вспоминаем первый пункт, — регресс, трудно представить, ведь рождение это только прогресс? Что теряет ребенок в первую неделю рождения? Это очень беспокоит маму, но все врачи, говорят, что это норма. Речь о весе! Каждый малыш после рождения теряет в весе, и это есть регресс кризиса рождения. Если мы говорим еще об одном признаке кризиса, о размытости границ, то прогнозировать, в какой момент начнутся роды (кроме запланированных), точно до минуты никто не может. Итак, регресс и размытость границ как признаки кризиса новорожденности нам теперь ясны.

Тема развития и особенностей отношения мамы и малыша от рождения до года, очень большая, мы подробно  поговорим об этом в следующий раз, а пока, с надеждой на то, что мама и малыш чувствуют себя хорошо, движемся дальше. Отмечу только, что для успешного преодоления кризиса роста у ребенка, крайне важно установление прочной связи мамы и младенца, (иначе ее называют привязанность), и ровное, спокойное состояние мамы.

Чуткость к потребностям ребенка, отзывчивость и тактильный контакт обеспечат гармоничное развитие малыша в первые месяцы жизни. Многие из вас слышали, (и я с этим соглашаюсь), что ребенка важно и нужно чаще носить на руках, разговаривать с ним, кормить по требованию, обеспечивать эмоциональный и физический комфорт, и тогда ребенок будет рад, и будет радовать всех вокруг. Подчеркну, что период младенчества закладывает основу контакта со своими желаниями и потребностями. Ребенок чувствует, что он голоден, ему мокро, или одиноко, и очень важно в этот момент понять его и помочь ему. Малыш плачем показывает, что ему дискомфортно, и радостная мама с удовольствием эту ситуацию исправляет.

Очень часто мы встречаем взрослых, которые не могут понять чего они хотят, «растеряны по жизни», или «зажимают» свои желания и потребности на корню. Психологи предполагают, что именно период младенчества, когда желания, даже такие маленькие как замена мокрой пеленки, удовлетворены, позволяют человеку понять и осознать в дальнейшем самого себя. Выходит, что буквально, —  сухая пеленка и улыбка мамы, закладывают основу самовосприятия и мироощущения будущего взрослого человека.

Наш малыш растет, проходит около 12 первых месяцев его жизни, семья готовится к первому торжеству, а он «вдруг» решает сменить график сна и бодрствования, отказывается от привычной пищи, сводя родных с ума, и его «хочу» приобретает все более широкие границы.

Начнем, пожалуй, с биоритмов. Первые 12 месяцев жизни ребенка подчинены ритмам, которые заложила в его организм природа. Современные врачи и психологи, например, соглашаются, что кормление по часам, так популярное в прошлом, ломает природный механизм развития организма. Возникновение чувства голода не подчинено четкому механизму течения времени и представлениям о режиме, окружающих взрослых. Организм ребенка сам «знает» когда ему нужно подзарядиться для выполнения той или иной функции, развития того или иного органа. И мы, взрослые, должны подчиниться природе в этот сравнительно короткий период.

К концу первого года, когда ребенок окреп, возможно, уже начал свой путь в жизни на собственных ножках, наступает время, когда мама может корректировать режим ребенка сама. Речь и общение играют в этом процессе самую главную роль. В первый год вы много разговаривали с ребенком, он начал лопотать, знает несколько ключевых слов, понимает вас, вы хорошо понимаете его, он умеет выразительно сообщать о своих желаниях и потребностях. Успешная коммуникация позволяет вам подстроить режим ребенка под свой, конечно, опираясь на его природные потребности (примерно два дневных сна, три основных кормления и перекусы, горшок, ит.д. все очень индивидуально). Регресс, размытость границ и трудновоспитуемость, — три кита, на которых стоит любой детский кризис, здесь также на лицо.

Мы взрослые должны понимать, что в кризис 1 года, закладываются такие важные составляющие будущего ребенка как: любопытство и любознательность – основы исследовательского интереса, то на чем строится дальнейшая учебная деятельность. Этот период можно назвать периодом «Можно все!». Важно понять, что то, к чему стремится ребенок, это не каприз и не желание «насолить» вам, это необходимый компонент развития психики и личности.

Если он хочет размазывать кашу по столу, залезть на высокую лесенку, потрогать чашку с горячим кофе, — позвольте, но не забывайте, что ваша задача страховать и поддерживать безопасность. Вы закладываете основу дееспособности и умения воплощать желания. Ваш ребенок хорошо усвоил слова «горячо», «высоко», «острый», «грязный», «осторожно», ит.д., но слов запрета и угроз, должно быть как можно меньше.

И здесь всплывает еще одна тема взросления, — ответственность. Ребенок учится оценивать и брать ответственность за свои поступки. Конечно, это всего лишь зачатки такого сложного психического образования как самооценка, но показывая ему опасности и предупреждая его не останавливая, вы исподволь формируете умение оценивать себя, свои силы и возможности. Что делать, если ваш ребенок все время хочет узнать свойства битого хрусталя, или попробовать на вкус корм из собачьей миски, многие посоветуют  убрать опасные предметы подальше, придет время, и он уже не будет обращать на эти вещи внимание. Я бы посоветовала, прежде чем прятать острое и невкусное, дать попробовать как это, — пусть уколется, но чуть-чуть, пусть попробует жесткий безвкусный собачий корм, у ребенка возникает образ, опираясь на который, этот опасный предмет уже перестанет терзать его любопытство.

Ваш девиз в этот период – « Я позволю ему изучать этот мир настолько насколько хватит его любопытства», «В моем лексиконе будет мало слов НЕЛЬЗЯ», «Скоро это пройдет, и мы непременно переживем это время, надо только не забывать почаще фотографировать и снимать на видео)))»

Желаем вам чудесного времени с вашими годовасами!

 

 

Сентябрь 10, 2016 admin

Навигация по записям

Песочная терапия — что это? → ← Тренинг «Внутренний ребенок. Никогда не поздно иметь счастливое детство» (фрагмент)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние записи

Игры на развитие внимания и произвольности

Игры на развитие внимания и произвольности

Развитие произвольности, контроля и внимания — важные составляющие успешного обучения, предлагаем вам несколько вариантов веселых развивающих игр «Запретные цифры» формирование [...]

Больше информации
Как помочь ребенку учиться лучше. Важные стратегии для родителей.

Как помочь ребенку учиться лучше. Важные стратегии для родителей.

Эта статья для тех родителей, кто хочет помочь ребенку, испытывающему трудности в учебе. Мы разберем основные стратегии, которые помогут и ребенку и родителям чувствовать себя увереннее в сложной [...]

Больше информации
Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду

Совсем скоро многим малышам придется расстаться с привычной «домашней» жизнью и отправиться в первое в своей жизни место, где ему долго придется находиться среди людей, которые не [...]

Больше информации
Любит ли он меня? Как выражают свою любовь маленькие дети

Любит ли он меня? Как выражают свою любовь маленькие дети

В возрасте от одного года до трех происходит бурный рост ребенка, развивается речь, моторика, координация, малыши приобретают множество новых навыков, играют,  заводят первых друзей. И порой, нам [...]

Больше информации
Пока мама готовит: чем развлечь малыша на кухне

Пока мама готовит: чем развлечь малыша на кухне

Познавательный интерес малышей неиссякаем даже тогда, когда мама очень занята. Мы приведем несколько примеров того, как устроить развивающую среду для малыша из подручных средств, пока вы на [...]

Больше информации
Развиваем воображение ребенка

Развиваем воображение ребенка

Воображение – важная психическая функция, которая лежит в основе творческой деятельности, образного мышления детей, и абстрактно-логического мышления взрослых. Воображение развивается в детстве в [...]

Больше информации
Игра с 3 до 5. Игры с маленькими игрушками

Игра с 3 до 5. Игры с маленькими игрушками

Что такое режиссерская игра и как в нее играть. Такой тип игры, когда ребенок сам является режиссером, актером, исполнителем и зрителем игры, называется режиссерская игра. Это игра, в которой [...]

Больше информации
Как научить ребенка самостоятельности

Как научить ребенка самостоятельности

Сейчас много говорят о самостоятельности детей, вернее об их несамостоятельности . Говорят о том, что дети инфантильны и родители слишком опекают, некоторые психологи рекомендуют прямо и без [...]

Больше информации
  • Главная
  • Как я могу помочь
    • Психологическая консультация
    • Нейропсихологическая консультация
    • Тренинг
  • На приеме
    • Детская группа
    • Родители и ребенок
    • Ребенок от 7 лет
    • Взрослый
  • Задайте вопрос психологу
  • Цены
  • Блог